Category: литература

Category was added automatically. Read all entries about "литература".

Моллижжет

Литература — это бумажный самолетик на небеса

Сергей Шаргунов


Полки большинства наших книжных магазинов забиты до отказа, но в этом море наименований совсем немного подлинных писательских имен. Кто они и почему их так мало? Мы обратились с этими вопросами к человеку, успешно совмещающему собственно литературное творчество с журналистикой, лауреату независимой премии «Дебют», премий правительства Москвы и итальянской «Радуги», прозаику и главному редактору популярного портала «Свободная пресса» Сергею Шаргунову.

— Закончился 2012 год — какие книги стали для вас его лицом?

— В первую очередь «Немцы» Александра Терехова. И хотя я в большей степени поклонник «Каменного моста» — такой гулкой книги, написанной с большой деликатностью по отношению к истории и человеческим судьбам, — я очень рад, что «Немцы» были удостоены премии «Национальный бестселлер». Любопытной мне показалась книга отца Тихона Шевкунова «Несвятые святые». Жаль, что не всеми замечена книга Германа Садулаева «Прыжок волка» о Чечне 90-х годов и о том, что стало прелюдией ко всей этой кровавой драме. Последняя книга Романа Сенчина «Информация», на мой взгляд, уступает «Елтышевым» — лучшему тексту из написанного им. Но этот автор удивительно остро чувствует стихию народной жизни. Вообще, мне кажется, литература постепенно будет обращаться к тем, о ком давно не писал, — к обычным людям.

— Снова дойдет очередь до маленького человека?

— Почему маленького? Обыкновенного — и не обязательно забитого и оплеванного — просто живущего свой жизнью. Слишком долго главным героем литературы было альтер эго автора.

— Чем обусловлен такой поворот? Читатель устал от похождений сверхгероев разной степени подлинности?

— И от этого тоже. Но особенно от телевизионных гангстеров. Слишком многие видят в «героях», добывших баснословные богатства очевидно криминальным путем, пример для подражания.

— Дающий основание думать, что и они не тварь дрожащая, а право имеют?

— Разумеется. Идет дегероизация сознания: найди теплое место — у газовой ли трубы, бюджетной ли кормушки или под крылышком у «папика» — и все у тебя будет в полном порядке. Это не что иное, как подавление личности: настоящая свобода человека определяется ег самобытностью mdash; а ему предлагается мнимая свобода, которая на самом деле рабство. Плюс атмосфера тотальнейшего равнодушия и колоссального недоверия. Потому и возникла среди писателей эта линия народничества. Писатель формируется в сопротивлении обстоятельствам. Совсем не обязательно превращаться в отъявленного бунтаря. Сопротивление может быть внутренним. Так что не так все плохо с нынешней литературой.

— Изучая шорт-листы некоторых литпремий, начинаешь в этом сомневаться.

— Премии принято критиковать. Однако книги, попадающие в финал, выстраивают некоторое представление о современном литературном процессе. Кто сказал, что он должен идти гладко? Мы давно далеко н самая итающая, но по-прежнему самая пишущая страна. В интернете вращается огромное количество текстов. Жизнь нашей блогосферы абсолютно не сопоставима с существованием западной: здесь идет война смыслов, обсуждение вечных вопросов. Литературоцентричность в нашей стране сохраняется при очевидной деградации культуры — понижаются школьные стандарты, сокращаются часы для русского языка и литературы, отменено выпускное сочинение, а теперь дошло до того, что вынашиваются планы закрытия филологических вузов. Не нужны образованные люди! Они задают неудобные вопросы, и управлять ими гораздо сложнее.

— Как думаете, сколько у нас в стране читателей?

— Процентов 30 населения. Из них 20 читают развлекательную литературу, чтобы хоть ненадолго убежать от жизни, и это нормально — она у нас непростая. Мне кажется, читатель становится более зрелым. Это видно по рейтингам продаж: дамские романы и детективы сдвигаются на полках, давая место серьезной прозе. Есть интерес к биографиям, в том числе писателей, как попытка переосмыслить прошлое. То, что пишут для ЖЗЛ Варламов, Басинский, Данилкин, Быков, читать всегда интересно.

— А вас такие штудии не манят?

— Еще как! Недавно написал большое предисловие к шеститомнику Катаева. Для ЖЗЛ собираю материал о Фадееве. В первом томе «Литературной матрицы», своего рода учебника, где известные российские литераторы пишут о произведениях, входящих в школьную и вузовскую программу, я писал о Грибоедове, во втором — о Серафимовиче совершенно абытом, но, на мой взгляд, очень интересном и не казарменно-социалистическом писателе.

— Может ли сегодня писатель быть властителем дум?

— Русская литература всегда была литературой больших смыслов. В России сейчас нет заступников. Человеку не к кому идти. А писатель хотя бы словами может заступиться за людей.

— Перед кем?

— Да хоть перед будущими поколениями. Перед вечностью. Перед Всевышним. Ведь это же загадка — что такое литература. Такой бумажны самолетик а небеса. Но, может, и перед обществом тоже: хорошую книгу прочтет и нищий, и олигарх. Прочтет и призадумается. Я верю в силу художественного слова.

— Агата Кристи, зарабатывая писательством на жизнь, не собиралась быть властительницей умов. Меня смущает пафос постулата: или ты пишешь для вечности, или не имеешь права называться писателем.

— Здесь мы с вами совершенно совпадаем: «не продается вдохновенье, но можно рукопись продать». Нет ничего страшнее ложного пафоса. Искушение сфальшивить в случае писателя действительно велико. Но фальшь обязательно чувствуется, хоть и не всегда сразу: автор виден в текстах.

— Текст говорит об авторе больше, чем автор хотел бы сказать своим текстом?

— Конечно! Некоторые пишут в терапевтических целях, и это тоже неплохо. Может, Агата Кристи чувствовала в себе тягу к разрушению и пыталась изжить ее, сочиняя криминальные истории.

— Знаете, пусть графоманов будет больше, если от этого станет меньше маньяков, врывающихся в офисы и школы с автоматами наперевес.

— Согласен. Но преимущество большой литературы в том, что она обладает бронебойным воздействием на душу.

— А надежду она дарить должна?

— По большому счету никому она ничего не должна. Литература живет по своим правилам, давая какое-то странное предчувствие бессмертия. Может быть, ошибочное: «Ах, обмануть меня не трудно, я сам обманываться рад». В ней все нелинейно, но если она дает силы, то, значит, и надежду.

Отсюда

Моллижжет

«Красная стрела»: проект «Сноб» представляет новую книгу

В свет вышла новая совместная книга проекта «Сноб» и «Редакции Елены Шубиной» (издательство «АСТ») «Красная стрела», в которой собраны рассказы и эссе Сергея Шаргунова, Владимира Сорокина, Александра Кабакова, Захара Прилепина, Александра Терехова, Аллы Демидовой, Ильзе Лиепы и других авторов.В свет вышла новая совместная книга проекта «Сноб» и «Редакции Елены Шубиной» (издательство «АСТ») «Красная стрела», в которой собраны рассказы и эссе Сергея Шаргунова, Владимира Сорокина, Александра Кабакова, Захара Прилепина, Александра Терехова, Аллы Демидовой, Ильзе Лиепы и других авторов.
Красная стрела 

«В русской литературе мотив дороги, путешествия, пути проходит красной нитью, даря открывающему его массу впечатлений; для писателя это может стать новой темой творчества или просто источником вдохновения, — комментирует cоставитель сборника Сергей Николаевич. — Вокзал, железная дорога, поезда и путешествия — неотъемлемые явления жизни человека. Каждый из авторов идет своей дорогой, открывая нам Израиль, Японию, Венецию, Прагу, Чечню, Китай. И каждое из этих мест становится неотъемлемой частью рассказа, а иногда и его героем. Жизнь как путь, и дорога как жизнь, как приключение, как долгожданный отрыв от повседневной реальности. А конечная остановка вместе с целью этого путешествия остаются загадкой до самого последнего момента».


Проект создан в сотрудничестве с РЖД. Книга вышла в издательстве АСТ и уже со следующей недели будет продаваться во всех крупных книжных магазинах Москвы и в интернет-магазинах. До 2 декабря книгу можно приобрести на ярмарке в ЦДХ на стенде журнала «Сноб».

Основой для новой книги, по традиции, стал специальный литературный номер журнала «Сноб» (декабрь 2011 — январь 2012) «Красная стрела».

315845_10200120092668174_2113880500_n

Моллиблум

Сергей Шаргунов: «Слава, женщины и алкоголь»

Интервью для портала  THANKYOU.RU

Сергей Шаргунов и Александр Снегирев

Писатель, журналист, политик и просто красавец… Сергей Шаргунов — самый яркий литератор поколения «тридцатилетних», известный не только своими книгами и многочисленными публикациями, но и общественно-политической деятельностью. Он выступает на митингах и ТВ-шоу, много путешествует по России. Его жизнь настолько интересна, что биографический роман «Книга без фотографий» стал, пожалуй, его самой известной и популярной книгой. В романе описано детство писателя, события 93-го, недолгая политическая карьера в «Справедливой России» (ходят слухи, что снять Шаргунова  с выборов приказал сам Путин), поездки в Чечню, в революционную Киргизию, в Архангельскую глубинку (критик Андрей Рудалёв, пригласивший Сергея выступить в Северодвинске, был за это уволен с работы).

Писатель Александр Снегирёв отвлекал Сергея Шаргунова от написания романа, задавая вопросы для ThankYou.ru.

— Если бы обладал безграничной властью, за что бы мог казнить? За какое преступление?

— Почему-то вспомнился Калигула из одноименной пьесы Камю, убивавший за главное в его глазах преступление – обречённость умереть… Но обратная сторона этой его свирепости – понимание того, что всех жалко. Всех жалко. Обладай я властью, я бы миловал, утешал, оберегал, спасал… Согревал. Я всех бездомных бы пристроил.

Другое дело, например, защита детей. Вопрос восстановления смертной казни в России для тех, кто совершает особые изуверства, — дискуссионный. Если отдельных зверей страх смерти остановит – возможно, надо этот страх включить.

— Допустим завтра надо покинуть дом, страну навсегда, какую одну вещь возьмёшь с собой?


Collapse )

Моллиблум

Писатель и журналист Сергей Шаргунов едет в Ульяновск

Оригинал взят у in_a_lie в Писатель и журналист Сергей Шаргунов едет в Ульяновск
Привет еще раз.
Кто читает тут мои записульки, наверняка уже много раз замечали мои посты про Сергея Шаргунова. Этим летом я особенно прониклась его творчеством, литературным творчеством. И очень я много думала о нем, как о человеке. А какой он? Ведь на основе его книжек, которые, по слухам, крайне автобиографичны, у меня сложился в голове определенный образ. Теперь мне интересно, насколько реальный человек ему соответствует.
И тут судьба меня столкнула с прекрасной Дашей. И вот, уже в эту среду, 26 сентября мы пригласили Сергея Шаргунова к нам в Ульяновск. Ну, чтобы было понятно, поясню, что Даша с ним знакома лично и давно его хотела сюда позвать. Да и сам он хотел позваться. И вот.
План такой. 26 сентября у нас экскурсия по городу. Обязательно хотим посетить Открытие международной выставки художников "Пластовская осень" в Мемореале. С 11 до 13 там это действо, думаю, будет интересно. А в 18.00 там будут вручать премии им. Пластова. Тоже весьма интересно.

А еще 26-го мы едем в детский дом. Очень хочу, чтобы Сергей посмотрел, как это изнутри. И очень хочу, чтобы он пообщался с детьми. Не о политике, и, почти не о литературе. А о том, как найти свой путь в жизни. Сергею чуть за тридцать, а он успешный писатель, журналист, обладатель многих премий. И вообще широко известный в узких кругах (просто у нас литература и политика - это в приницпе и есть "узкий круг", не так и много людей, как кажется, этим интересуются). Все-таки считаю, что он не мало добился уже. Пусть расскажет как. Детям это будет интересно.

27 сентября будет 2 встречи. Первая - в 13.00 в актовом зале корпуса УлГУ, что на ул.12 сентября, 5А (бывш.деткий садик). Сергей Шаргунов встретится со студентами филологами, рекламщиками, пиарщиками, журналистами, политологами. Разговор пойдет уже на более профессиональные темы: литература, политика...

А в этот же день вечером в 19.00 в гостинице "Арт-Ульяновск" (Верхняя терраса, ул. Брестская, 78, ост. "Комета") состоится неформальная встреча-дискуссия. Можно сказать, дружеская беседа обо всем на свете. Тут командовать парадом будет сам Сергей, у него уже тоже накопились вопросы, кажется. Мне очень хочется, чтобы именно на эту вечернюю встречу пришли мои друзья. Даже если вы не читали его книг, это не страшно. Просто хочется интересных людей, интересных разговоров в приятной обстановке. Можно даже и поспорить. Приходите, я вас приглашаю и очень жду!

Кстати, простите за рекламу, может быть, но не могу не сказать. "Арт-Ульяновск" - очень классные ребята и классная гостиница. Во-первых там уютно и дешево. А во-вторых, они совершенно бесплатно предоставляют Сергею номер и площадку для встречи. Для нас это важно, потому что, если кто не знает, организовываем эту встречу на собственном энтузиазме и практически за свой счет.